Автор: Плахов К.Н.
Охотничье хозяйство Казахстана: анализ прошлого, настоящего и актуальные задачи на перспективу
Скачать статью можете в формате PDF по ссылке ниже:
Охотничье хозяйство Казахстана советского периода
Суверенный Казахстан унаследовал систему построения охотничьего хозяйства от Советского Союза. В условиях плановой экономики того периода охотничье хозяйство являлось одной из отраслей на- родного хозяйства, основными задачами которой было обеспечение государства продукцией охоты — пушниной, мясом диких животных и т.п. Этим видом деятельности занимались специальные организации — охотпромхозы. Кроме того, охота была и одной из форм активного отдыха населения, десятки тысяч охотников-любителей состояли в различных добровольных охотничьих обществах. Охотобщества не только объединяли охотников в коллективы, но и арендовали охотничьи угодья, на которых вели охотничье хозяйство спортивно-любительского направления. Именно охотничьи общества занимались не только активной эксплуатацией ресурсов охотничье-промысловых животных, но и их охраной, воспроизводством, проводили учётные и биотехнические мероприятия. Основными законодательными и нормативными актами, регулирующими и определяющими порядок ведения охотничьего хозяйства, права и обязанности охотпользователей и охотников, были Закон «Об охране и использовании животного мира» и Правила охоты.
Охота в республике производилась как в охотхозяйствах, так и в угодьях общего пользования. К началу 1987 г. в республике было 2 заповедно-охотничьих хозяйства, 19 госохотхозяйств, 4 госохотпром- хоза, 31 охотхозяйство и 3 охотпромхоза Казпотребсоюза, 300 приписных охотхозяйств Казохотрыболовсоюза, 2 охотхозяйства Хозяйственного управления (ХОЗУ) Совета Министров, 7 охотхозяйств Центрального Совета «Динамо», 6 — Военно-охотничьего общества; отдельные хозяйства были приписаны к крупным, градообразующим предприятиям. Общая площадь охотугодий составляла 226,2 млн га, из них закреплённых — 54,4 млн га (20 %), в том числе за Казохотрыболовсоюзом — 47,8 млн га. Кроме того, ведением охот- ничьего хозяйства занимался Комитет лесного хозяйства, в составе которого было 37 госзаказников, 40 лесоохотничьих и 12 госохотхозяйств. На учёте в Казохотрыболовсоюзе в 1988 г. состояло 213,1 тысячи членов, из них охотников и рыболовов — 170,8 тыс., рыболовов — 42,3 тыс. На 1 ты- сячу жителей республики приходилось 10,5 охотника, а на 100 км2 — 6,29 охотника.
Кроме любительской охоты и рыболовства, общества охотников и рыболовов занимались и другими видами деятельности. Так, из 6 млн 46 тысяч рублей, заработанных Казохотрыболовсоюзом в 1988 г., на долю поступлений от членских взносов и реализации путёвок пришлось 35,1 %. Все прочие доходы шли от заготовок пушнины, мясодичной продукции, реализации рыбы, суркового жира, выпуска и реализации товаров народного потребления, услуг населению. В 1988 г. доходы с 1 000 га охотничьих угодий составили 57,3 рубля (это был рекордный для Республики уровень). По этому показателю Казахстан занимал в бывшем СССР пятое место, уступая лишь Латвии, Литве, Белоруссии и РСФСР. Для сравнения: в РСФСР в том же году этот показатель составлял 63 рубля, в Белоруссии — 114 руб., Литве — 486 руб., Латвии — 643 руб., Узбекистане — 22 руб., Таджикистане — 10 руб.
Кроме общего содержания охотничьих хозяйств, а также непосредственно охоты и рыболовства, общества охотников и ры- боловов занимались ведением в них охотхозяйственной деятельности. О масштабе проводимых только Казохотрыболовсою- зом в 1988 г. мероприятий можно судить по следующим цифрам:
- учётными работами охвачено 32 506,8 тысячи га угодий;
- было изготовлено 51 803 искусственных гнезда;
- подготовлено 6 794 основания для хаток ондатр;
- сделано прокосов в тростниковых зарослях для водоплавающей и болотной дичи и ондатры 110 708 м2;
- под зоны покоя отведено 6 240,2 тыс. га;
- для подкормки животных было выложено кормов-зерноотходов — 614,7 т, сена — 380,1 т, корнеплодов — 15,7 т, веников — 216,3 шт., сооружено 1 765 солонцов. Выкладка кормов произведена на 1 432 подкормочных площадках и кормушках;
- сооружено галечников для птиц — 730 шт.;
- расселено зверей (сурок, ондатра, олени) — 1 855 гол., птиц (фазан) — 10 гол.;
- дичеразведение в Талгарском фазанарии: поголовье — 143 семиреченских фазана, выход молодняка в 1988 — 334 гол.; поголовье перепела — 2 230 гол., за 1988 г. было реализовано 1 442 перепела и 12 060 яиц; также охотничьи общества разводили кряковых уток — всего 600 гол.;
- для уничтожения вредных животных Казохотрыболовсоюзом была сформирована 301 бригада, куда входили 1 445 охотников. Всего за год ими было отстреляно 4 611 шакалов, 22 197 бродя- чих собак, 12 118 волков, 109 952 вороны и сороки;
- в проведении мероприятий по охране охотничьих хозяйств, охотоустройству, воспроизводству дичи принимали участие и члены охотничьих обществ — всего за год было отработано 258 024 человеко-дней;
- в ходе природоохранных мероприятий в охотничьих хозяйствах за 1988 г. было выявлено 2 355 случаев нарушения правил рыбной ловли, 2 268 случаев нарушений правил охоты; задержано 816 браконьеров.
Областными обществами охотников также были проведены: выставки охотничьих собак; соревнования по стендовой стрельбе и спортивному рыболовству; были организованы природоохранные семинары, лекции, выступления по радио; опубликованы статьи на природоохранные темы в периодической печати и т.д. Все мероприятия проводились за счёт средств, зарабатываемых самими обществами от охотхозяйственной деятельности. Из 57,3 рубля, зарабатываемых в 1988 г. с каждой тысячи гектаров охотничьих угодий, 53,0 рубля общества охот- ников и рыболовов Казахстана вкладывали в развитие охотничьего хозяйства! Таким образом, вплоть до распада СССР, охотничье хозяйство Казахстана развивалось в двух направлениях:
- государственно-общественное партнёрство в области оказания услуг населению в сфере охотничьего туризма и активного отдыха (спортивная охота);
- государственные заготовка, обработка и реализация пушнины, мясодичной продукции, рыбы, суркового жира, товаров народного потребления (промысловая охота).
Общества охотников и рыболовов проводили в охотхозяйствах биотехнические, охранные, воспроизводственные и охотоустроительные мероприятия, а также вели работу по экологическому просвещению.
Ситуация до начала реформы системы охраны, воспроизводства и использования животного мира
Кризис охотничьего хозяйства Казахстана, последовавший за распадом СССР, оказался сильно затянувшимся (по сравнению с другими отраслями экономики). В итоге государство практически полностью прекратило планомерный охотничий промысел, более того, была полностью разрушена кооперация по приёму, переработке и реализации продукции охотничьего хозяйства. Имеющиеся охотничьи общества и частные охотхозяйства оказались неспособны обеспечить граждан качественным охотничьим сервисом и заниматься грамотным ведением охотничьего хозяйства. В большинстве регионов Республики интенсивно эксплуатировались ресурсы популяций животных, без их охраны, без биотехнических и воспроизводственных мероприятий. В результате произошло повсеместное (и подчас значительное) сокращение численности многих видов ценных охотничье-промысловых и редких видов животных, так:
- поголовье сайгака с 810 тысяч голов в 1994 г. уменьшилось до 20 тыс. гол. к 2003 г.;
- численность лося с 5,5 тысячи голов снизилась к 1999 г. до 3,1 тысячи;
- численность казахстанского архара с 11,8 тысячи голов в начале 90-х гг. снизилась в 2,0–3,0 раза к 2002 г.;
- численность устюртского горного барана сократилась с 5,5–6,5 тысячи особей в 1991 г. до 2,0–2,5 тысячи в 2002 г.;
- поголовье марала только в госзаказниках Джунгарского Алатау снизилось с 7,5 тысячи особей на начало 70-х гг. до 2 392 гол. в 1994 году.
На этом фоне наблюдался повсеместный рост численности волка и шакала, причиняющих значительный ущерб как животноводству Казахстана, так и популяциям диких видов копытных животных. Численность волка к 2000 г. по Республике составила, по разным оценкам, от 30–40 до 90–100 тысяч особей, а шакала — 40– 50 тысяч. Природоохранные организации и ведомства Казахстана вместе с обществами охотников и рыболовов не смогли воспрепятствовать массовому браконьерству и хищничеству, повлекшему за собой существенное снижение численности как редких, так и охотничье-промысловых видов копытных.
Многие экономические показатели ведения охотничьего хозяйства общества охотников и рыболовов сделали коммерческой тайной, поэтому невозможно провести их адекватное сравнение как с зарубежными странами, так и с социалистическим периодом. Не является секретом, что к 2003 г. у нас были и такие общества, которые не имели ни одного гектара охотничьих угодий и все средства, зарабатываемые от членских взносов охотников и рыболовов, тратили на содержание своего аппарата, не вкладывая ни тиына (копейки) в развитие охотничьего хозяйства, охрану фауны, биотехнию и воспроизводство дичи. Более того, охотничьи общества были лишены права выдачи охотничьих билетов и содержания магазинов по продаже товаров для охотников и рыболовов. Доходы обществ охотников и рыболовов Казахстана складывались почти исключительно из членских взносов, причём только на содержание имеющихся охотничьих хозяйств были необходимы средства, по крайней мере, в 2–3 раза большие, чем этот вид поступлений. Для подавляющего большинства объединений охотников и рыболовов Казахстана ведение охотничьего хозяйства стало непомерным бременем. Чтобы избежать банкротства, охотничьи общества максимально сокращали расходы на охотхозяйственные мероприятия, что, в свою очередь, всё больше ухудшало сложившуюся в охотничьем хозяйстве Республики ситуацию и подрывало ресурсы популяций охотничье-промысловых видов животных.
Вплоть до 2003 г. (год начала реформы охотничьего хозяйства) охота в Республике производилась на территориях как закреплённых охотничьих хозяйств, так и в угодьях общего пользования. К 2003 г. в Казахстане осталось 208 охотничьих хозяйств, общая площадь закреплённых охотничьих угодий составляла 82 501,5 тысячи гектаров, или 0,03 % от всей территории Республики. На учёте в обществах охотников Республики осталось 64 926 человек (на 2003 г.). Таким образом, количество зарегистрированных охотников и рыболовов в республике за период с 1998 по 2003 гг. уменьшилось в 3,1 раза. Для сравнения:
- в 1988 г. в Казахстане на 1 тысячу жите- лей приходилось 10,5 охотника, а на 100 км2 — 6,29 охотника;
- в 2003 г. на 1 тысячу казахстанцев приходилось 4,3 охотника, а на 100 км2 — 2,4 охотника.
Если раньше основными организационными единицами в Казахстане были районные и городские общества охотников и рыболовов, объединявшие как жителей сельской местности, так и городов, то в дальнейшем почти вся работа с охот- никами и рыболовами оказалась сосредоточена в крупных городских центрах (чаще — областных). Отсюда и столь значительное уменьшение количества официально зарегистрированных охотников: остальные «просто» перешли в разряд «вынужденных браконьеров», поскольку и рады бы встать на учёт, да негде. В Казахстане, где около половины населения проживают в сельской местности, организации, отвечающие за ведение охоты и рыболовства, почти повсеместно прекратили работу с этой частью населения. И это недопустимо не только потому, что такая политика обрекала этих людей на нарушение природоохранного законодательства, но и потому, что именно эта часть населения живёт или вблизи, или непосредственно на территории охот- ничьих угодий и постоянно соприкасается с охотничьими животными, охота на которых стала для них запрещённой. В то же время приезжающим на охоту городским жителям и иностранным охотникам даётся полная свобода.
Таким образом, вплоть до начала реформы, охотничье хозяйство Казахстана стало развиваться в одном направлении — в области оказания услуг населению в сфере охотничьего туризма и активного отдыха (спортивная охота).
Промысловая охота и весь комплекс связанных с ней отраслей, биотехнические, охранные, воспроизводственные и охотоустроительные мероприятия, а также экологическое просвещение оказались за бортом интересов обществ охот- ников и рыболовов. Воспользовавшись ситуацией, областные общества охотников и рыболовов устроили «парад суверенитетов», оставив центральному аппарату (Казохотрыболовсоюзу) лишь представительские функции.
Реформа охотничьего хозяйства
Понимая, что происходило с охот- ничьим хозяйством Казахстана после распада СССР, легче оценить, то, что сделало Правительство Республики Казахстан для исправления ситуации. В ходе преобразований охотничьего хозяйства, намеченных в соответствии со стратегией развития Казахстана, планировалось создать условия как для успешного развития этой отрасли экономики и природопользования, так и для свободной конкуренции на данном рынке услуг. Основная цель реформы системы использования ресурсов животного мира, начатой ещё в 2003 году, была в том, чтобы частично освободить государство от обязанностей по охране, воспроизводству и использованию животного мира и передать эти функции охотпользователям, выделив им для этого охотничьи угодья.
Для законодательного обеспечения реформы только в период 2003–2007 гг. были внесены изменения в 4 кодекса и 1 закон Республики, приняты 1 кодекс, 1 закон и 10 нормативных актов, изданы 6 приказов государственного органа, уполномоченного в области охраны, воспроизводства и использования животного мира. В результате удалось упорядочить процедуры создания охотничьих хозяйств, определения лимитов на пользование животным миром.
Реформа охотничьего хозяйства, осуществляемая в Республике Казахстан с 2003 года, направлена на внедрение ры- ночных отношений. В результате было организовано более 700 охотничьих хозяйств, за которыми были закреплены охотничьи угодья. Эти хозяйства объединяют, вместе с резервным фондом, 78,5 % территории Республики. Только закреплённая за охотпользователями площадь составила 113 926 054 га (55,2 % от общей площади охотугодий; по состоянию на 01.01.2018 г. — сведения предоставлены Комитетом лесного хозяйства и животного мира МСХ РК). На постоянной основе в этих охотхозяйствах работают более трёх тысяч сотрудников (в том числе около 2,5 тысячи егерей). Общий объём инвестиций в охотничье хозяйство составил в 2017 году 2 345 723 298 тенге (7 042 099 долларов США по курсу Нацбанка РК); в том числе в охрану животного мира, биотехнические и охотхозяйственные мероприятия — 830 741 991 тенге (2 493 971 долларов США). Таким образом, охот- ничьи хозяйства в совокупности представляют уже не просто «территории для производства охоты», а зачатки производственной отрасли, которая обеспечивает работой несколько тысяч жителей отдалённых сельских районов. Они обеспечили только в 2017 г. 148 852 613 тг. (446 870 долларов США) поступлений в бюджет, а их услугами за этот же период воспользовались более 70 тысяч человек, включая иностранных охотников. При этом центральный аппарат Казохотрыболовсоюза, вместе со сменой руководства, пришедшейся на данный период, вернул себе руководящие функции в области организации деятельности областных обществ охотников и рыболовов.
Охотничье хозяйство Казахстана продолжило развитие в области оказания услуг населению (и зарубежным охотникам за трофеями) в сфере охотничьего туризма и активного отдыха (спортивная охота). В итоге в своей деятельности охотничье хозяйство стало, с одной стороны, отдаляться от близких направлений сельского хозяйства (животноводства, растениеводства, лесоводства), а с другой — всё больше сближаться с туристской деятельностью.
В то же время ряд важных вопросов (прежде всего — о землепользовании для ведения охотничьего хозяйства, о собственности на животный мир, об оплате за пользование животным миром и многие другие) были решены однобоко. Фактически они лоббировали интересы одной категории охотпользователей — обществ охотников и рыболовов. Причин, как всегда, не- сколько. Это в первую очередь отсутствие собственных научно-практических разработок в области охотничьего хозяйства, основанных на экономических и политических реалиях современного Казахстана. Из-за этого при создании нормативных актов была использована преимущественно российская модель для охотничьих хозяйств, закреплённых за обществами охотников и рыболовов. Бесспорно, это интересный опыт, но он не учитывает многопрофильности и многоукладности современного охотничьего хозяйства Казахстана. Помимо того, в ходе реформы была принята установка на жёсткую регламентацию всех видов деятельности по охотничьему хозяйству со стороны государства. В итоге, несмотря на отдельные успехи, конечный результат может быть весьма плачевным — он грозит привести реформу охот- ничьего хозяйства к кризису, который способен перечеркнуть в итоге все полезные начинания.
В чём это выражается? В 2015 году в Республике Казахстан, при численности зарегистрированных охотников более 150 тысяч человек, был выделен лимит на:
- 1,6 тыс. кабанов;
- 0,33 тыс. оленей;
- 0,08 тыс. лосей;
- крупных и средних курообразных (фа- зан, тетерев, рябчик, улар, кеклик, ку- ропатки) — 82,8 тыс. особей.
При подобных квотах одному охотнику пришлось бы ждать разрешения на добычу: одного кабана 93 года; одного оленя — 500 лет; одного лося — 2000 лет; одного из крупных или средних курообразных — всего лишь 2 года. Вполне естественно, что экономические показатели охотхозяйственной деятельности не достигли самоокупаемости и абсолютное большинство охотничьих хозяйств являются убыточными. Для решения этих задач в Казахстане остро назрела необходимость перехода от экстенсивных методов ведения охотничьего хозяйства к его интенсификации.
Опыт большинства стран (Венгрии, Германии, Канады, США, Финляндии, Чехии, Швеции и др.) показывает, что интенсивное ведение охотничьего хозяйства позволяет получать его продукцию в количествах, сопоставимых с соответствующими отраслями животноводства. Например: в Швеции поголовье лосей составляет около 400 тысяч особей, а ежегодный объем их добычи — порядка 100 тысяч голов. Территория этой страны в 6 раз меньше, чем площадь Республики Казахстан. В Финляндии, население которой около 5,5 млн человек, ежегодно добывают 58–85 тысяч лосей. В Чехии на 75 тысяч охотников в год приходится более 140 тысяч добываемых кабанов и более одного миллиона фазанов.
Перспективы развития
Реформа охотничьего хозяйства Республики Казахстан высветила целый ряд проблем и вызвала к жизни различные подходы, предлагаемые для их решения. Условно эти подходы можно разделить на три основные группы:
- предлагаемые казахстанскими учёными — зоологами и охотоведами;
- предлагаемые зарубежными специалистами (экспатами), приглашёнными государственными организациями и ведомствами, уполномоченными в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;
- предлагаемые чиновниками различных рангов, представляющими соответствующие государственные органы и ведомства.
В последние годы к этим категориям добавились разработки от индивидуальных предпринимателей (выигрывающих тендеры за счёт почти демпинговых цен на свои услуги и не имеющих специальных знаний в области охотоведения и охотничьего хозяйства), а также изменения, вносимые депутатами в ходе парламентских слушаний. В итоге, если говорить об охотничьем хозяйстве, мы имеем, к сожалению, столкновение мнений, каждое из которых якобы не может быть более верным, чем другое. При этом проверить их научную обоснованность, с точки зрения стороннего наблюдателя (напри- мер, чиновников уполномоченного органа), весьма затруднительно. В результате при рассмотрении и принятии тех или иных законодательно-нормативных актов в области охотничьего хозяйства происходит элементарная подмена фактов мнениями.
В то же время проводимая реформа охотничьего хозяйства положила начало формированию новой отрасли экономики — охотничьего хозяйства, основанного на неистощимом использовании ресурсов животного мира. От её успеха зависит, насколько такой вид природопользования будет, с одной стороны, устойчивым, а с другой — экономически эффективным. Её целью является создание условий для устойчивого развития охотничьего хозяйства — как производителя продукции и поставщика услуг естественного природопользования — в качестве одного из субъектов агропромышленного комплекса Республики Казахстан.
В ходе реформы необходимо решить такие задачи, как:
- Обеспечение устойчивого использования ресурсов охотничьих видов животных и среды их обитания, поддержание видового и генетического разнообразия животного и растительного мира в охотничьем хозяйстве.
- Управление рисками в системе ведения охотничьего хозяйства для предотвращения ущерба и минимизации потерь диких животных и деградации их местообитаний от отрицательного воздействия антропогенных (браконьерство, преобразование среды обитания, пожары) и природных факторов (джутов (массовый падёж), засух, глубокоснежья, наводнений, эпизоотий, нашествия насекомых-вредителей и т.д.).
- Создание условий для повышения конкурентоспособности охотничьих хозяйств и обеспечения экономической и физической доступности их продукции и услуг для населения.
- Создание условий для взаимодействия между отраслями экономики и природопользования, включая охотничье хозяйство.
- Создание благоприятных условий для инвестиционной привлекательности охотничьего хозяйства путём обеспечения заинтересованности охотпользователей в эффективном осуществлении охранных, воспроизводственных и биотехнических мероприятий и в долгосрочном устойчивом использовании ресурсов охотничьих животных.
- Создание благоприятных условий для формирования внутреннего и внешнего рынков потребления продукции и услуг охотничьих хозяйств.
- Развитие государственных систем обеспечения субъектов охотничьего хозяйства путём:
- развития системы защиты растений;
- развития системы ветеринарной безопасности;
- развития системы эффективного учёта и мониторинга животного мира и среды его обитания;
- формирования и развития системы государственного субсидирования субъектов охотничьего хозяйства в области дичеразведения, охраны редких и исчезающих видов, переработки продукции охотничьего хозяйства.
8. Повышение эффективности систем го- сударственного регулирования, конт- роля и надзора ведения охотничьего хозяйства путём:
- повышения эффективности системы охраны животного мира;
- повышения эффективности системы охраны лесов;
- повышения эффективности системы охраны водных ресурсов;
- развития систем информационного и научного обеспечения субъектов охотничьего хозяйства;
- развития системы оказания государственных услуг для субъектов охотничьего хозяйства;
- создания условий для развития дичеразведения, сопутствующих видов деятельности охотничьего хозяйства, переработки и реализации продукции охотничьего хозяйства;
- развития системы научного и кадрового обеспечения охотничьего хозяйства;
- совершенствования законодательной и нормативной базы охотничьего хозяйства;
- стимулирования и развития национальных и традиционных видов охоты (с собаками национальных пород, ловчими птицами и традиционным луком).
9. Обеспечение устойчивого экономического и социального развития охотничьего хозяйства и сельских территорий.
Анализ экономического состояния современных охотничьих хозяйств, проводимый в процессе внутрихозяйственного охотустройства, показывает, что достигнуть рентабельного ведения охотничьего хозяйства традиционными, используемыми сегодня методами невозможно. Основными факторами, не позволяющими повысить экономическую эффективность охотхозяйственной деятельности, особенно в степной, полупустынной и пустынной зонах, являются короткий период охоты (один-два месяца в году) и небольшой набор объектов охоты. Решение этой проблемы видится в широком использовании научно обоснованных методов интенсификации:
- внедрение биотехнических приёмов, направленных на значительный рост численности диких животных и повышение продуктивности среды их обитания;
- создание ферм с искусственным разведением в неволе или полувольных условиях охотничье-промысловых видов животных (дичеразведение);
- снижение воздействия лимитирующих факторов с помощью комплексного природопользования;
- создание новой формы ведения охотничьего хозяйства — фермерского охотничьего хозяйства, т.е. субъекта охотничьего хозяйства, обладающего правами землепользователя, основным направлением деятельности которого является дичеразведение;
- внедрение в охотничьих хозяйствах IT- и ГИС-технологий в учёты численности и мониторинг диких животных, отнесённых к объектам охоты;
- экологическое просвещение общественности и привлечение волонтёрских организаций к различным аспектам деятельности охотничьих хозяйств.
В условиях сочетания государственной и частной форм собственности, в том числе и на животный мир, успех в сохранении и использовании его богатств зависит не только от разумного взаимодействия этих форм, но и создания организационных и правовых предпосылок, стимулирующих приток частного капитала в эту сферу. Основная цель реформы — вовлечение природо- пользователей в сохранение, воспроизводство и устойчивое использование биоресурсов.