Годы жизни: 1918 – 2012
Доктор биологических наук, профессор, академик НАН РК, паразитолог

Евгений Васильевич Гвоздев родился 12 декабря 1918 г. в г. Острове (Псковская область) в семье агронома. Отец – Василий Иванович Гвоздев был по образованию агрономом, мать Клавдия Васильевна, урожденная Витоль (до замужества работала учительницей в младших классах). В семье было трое детей, Евгений старший, затем дочь Татьяна (1920) и брат Николай (1923).
В первый класс Евгений пошел осенью 1927 г., когда семья переехала из маленького села (Вехно), где даже не было поблизости школы, в город Великие Луки. В 1931 г. семья переехала в Ленинград, как как отца перевели в областное Земельное управление (ОблЗУ) и назначили главным специалистом по льну Ленинградской области.
В 1933 г. отца арестовали и через 6 месяцев печально известная «Тройка» вынесла приговор: 10 лет амнистированной ссылки в Сибири. В течении 24 часов отец должен был выехать к месту ссылки, семья должна была покинуть Ленинград в течении 10 дней.
Среднюю школу Е.В. окончил в 1938 г. в городе Новосибирске. В старших классах он стал посещать юннатский кружок, которым руководил Максим Дмитриевич Зверев (зоолог, в будущем всемирно известный писатель-натуралист, Народный писатель КазССР), вынужденный из-за репрессий в 1937 г. переехать с семьей в Алма-Ату, где ему предложили работу в алма-атинском зоопарке. После отъезда в Алма-Ату, Максим Дмитриевич продолжал общение с Гвоздевым и именно он, как старший друг, посоветовал Евгению Васильевичу поступить Казахский государственный университет.
В 1938 г. Гвоздев приехал в Алма-Ату и поступил на биологический факультет КазГУ им. С,М,Кирова. Учебу в университета он совмещал с работой в Алматинском зоопарке, на Станции юных натуралистов и в Алматинском заповеднике. Кружок, которым руководил Гвоздев, был самым многочисленным на юннатской станции. Ребята вели различные наблюдения за животными, например, за питанием птиц. Вскоре во многих газетах страны вышло сообщение об одной из работ Гвоздева с юннатами – «Механический птенец», этот прибор помогал точнее определить что едят и какую пользу приносят скворцы, сорокопуты, совки-сплюшки и другие птицы. Работа юннатов и их руководителя была отмечена на Всесоюзной с/х выставке в Москве. Занимаясь механизацией биологических наблюдений Гвоздев стремился приподнять завесу и взглянуть беспристрастным взором прибора на жизнь дуплах, норах, скворечниках, на ночных звериных тропах – всюду, где человек был был бессилен что-то сделать или увидеть. Работы предстояло много, замыслов было еще больше, но помешала война…
В конце мая 1941 года студенты 3-го курса биофака КазГУ поехали на полевую практику, но 22 июня началась война и их вернули в Алма-Ату. Через месяц многих студентов, в том числе и Гвоздева Е.В. отправили на учебу в пехотное училище г. Фрунзе (ныне Бишкек). Через три месяца обучения их должны были отправить на фронт офицерами. Но положение под Москвой было тяжелое и из училища их выпустили досрочно – сержантами и рядовыми. Гвоздеву присвоили звание старшего сержанта и назначили помощником командира взвода (помкомвзвода) в одну из частей, отправлявшихся на фронт в составе 40 стрелковой бригады. Вместе с ним во взводе были и некоторые однокурсники и друзья по университету (Иван Масленников, Николай Дыхнов и другие). На фронт ехали прямо из Фрунзе (Бишкек) в товарных вагонах — «теплушках», и через 8 дней были уже под Москвой (на тот момент Е.В. было всего 22 года).
Из воспоминаний Гвоздева: «…. помню, что была страшная непогода, холодный ветер, дождь, переходящий в мокрый снег, слякоть, грязь; вскоре снег покрыл всю землю и начались страшные морозы. Мы были одеты довольно легко – ботинки, летние шинели, пилотки, которые мы пытались натянуть поглубже на головы, но это не спасало от холода. Только через некоторое время нам выдали подстежки под шинели и шапки-ушанки.
Положение на фронте было тяжелое, солдаты гибли целыми взводами. Когда мы прибыли на фронт, вооружение армии было плохое, она еще не была оснащена соответствующими видами оружия. Винтовки у нас были образца 1893 года, да и то не у всех, автоматов не было, пулеметов ручных тоже не было, а станковый «Максим», который доставили в часть, был настолько разбитым после боев, что годился только для металлолома. У некоторых командиров, в том числе и у меня, были только наганы (!!!). Лишь на 7-8 день нам «подбросили» автоматы. Наша бригада сменила на фронте Панфиловскую дивизию, уходившую на переформирование, и должна была остановить рвущиеся к Москве подразделения фашистов.
В первую же ночь мы стали рыть окопы в подмосковном лесу, так как утром ожидалась танковая атака противника. К утру все было готово, но немецкие танки пошли по другому пути и нам пришлось отступить по приказу командования и занять новые позиции (левее, в деревне Рождественская). Мы снова рыли окопы, каждые 2-3 часа проходили налеты немецкой авиации – нас все время бомбили. Только окопаемся, а ночью опять приказ «отступать». Первый бой приняли на Волоколамском шоссе.
Мне недолго пришлось быть на передовой, всего несколько дней…, но какие это были дни – страшно вспомнить. 1 декабря меня ранило, была прострелена голень на правой ноге, кровь просачивалась сквозь дырку в ботинке, нога распухла. Необходимо было добраться до леса (200 метров), я полз и за мной тянулся кровавый след… а вокруг свистели пули и рвались мины… с трудом, но все-таки дополз до края леса…»
Пока раненые ждали машину, которая могла перевезти их в госпиталь, рядом разорвался снаряд, осколками убило сидевшего рядом бойца и буквально «снесло» вещмешок Евгения, сам он был контужен.
В госпитале Гвоздев пробыл до середины февраля 1942 г. и после выписки был отправлен в запасной полк, находящийся недалеко от г. Ижевска, где был включен в команду для сопровождения хозяйственного эшелона на фронт. Но в это время вышел приказ главнокомандующего, по которому всех студентов выпускных курсов необходимо вернуть в учебные заведения для завершения учебы. Начальник штаба полка ознакомившись с документами, отдал приказ о демобилизации.
Вернувшись в Алма-Ату Е.В. в 1942 г. продолжил учебу в университете, который окончил в 1944 г. и поступил в аспирантуру только что созданного в составе Казахского филиала АН СССР Института зоологии.
О научной деятельности Гвоздева Евгения Васильевича можно подробнее прочитать ЗДЕСЬ
Награды:
Евгений Васильевич дважды награжден орденом Ленина (1971, 1986), орденами Трудового Красного Знамени (1981) и Отечественной войны II степени (1985), орденом Курмет Республики Казахстан (2005). Награжден юбилейными медалями: медаль «Двадцать лет победы в ВОВ в 1941-1945 гг» (1965); медаль «За доблестный труд», в ознаменование 100-летия со дня рождения В,И, Ленина; медаль «50 лет Победы в ВОВ 19941-1945 гг»(1992); медаль Маршала Советского Союза Жукова Г.К»(1998); медаль «60 лет освобождения республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков»(2005); медаль «Ветеран труда»; памятным нагрудным знаком «За мужество и любовь к Родине и Отечеству 1941-1945» (1998), почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
Источник информации:
Пока мы живы, мы помним — Воспоминания, раздумья, очерки (книга о Е.В. Гвоздеве и шести поколениях его семьи). – Новосибирск, 2008. – Изд-во: Арт-Авеню. – 127 с.
Ковшарь А.Ф. Евгений Васильевич Гвоздев // Selevinia. 2012. – Т.20. – C. 201.