Олег Вячеславович Белялов

Белялов
Олег Белялов в Долгушинский день – 30 марта 2009 г. Фото А.Ф. Ковшаря

23 августа 1960 – 22 июля 2020

Орнитология и кинематография Казахстана понесла тяжёлую утрату: всего за месяц до своего 60летия – 22 июля 2020 г. – в Бурундайской больнице города Алматы погиб от ковид-19 замечательный орнитолог, натуралист в лучшем смысле этого слова, а также создатель целой серии фотоальбомов и кинофильмов о природе Казахстана, её животном и растительном мире, наш всеобщий любимец – Олег Вячеславович Белялов…

Этот очерк о своём любимом ученике я готовил к его юбилею, и сейчас мне невыносимо тяжело переделывать его.

Родившись 23 августа 1960 г. в Алма-Ате в семье талантливого кинооператора Вячеслава Алиевича Белялова (знаменитого Славы Белялова, впоследствии удостоенного Государственной премии Казахстана за фильмы о природе) и врача-кардиолога Лилии Альбиновны Беляловой, Олег с раннего детства впитал в себя любовь к окружающей его прекрасной природе Заилийского Алатау и пустынных ландшафтов Казахстана, мастерски отражённых в фильмах отца. Но особенное пристрастие питал к птицам. Первым местом, где он мог удовлетворить эту страсть, стал кружок юннатов Алматинского зоопарка, которым руководила Раиса Анатольевна Балахнова – двоюродная сестра известного зоолога Руфима Имамовича Зайнутдинова, который был близким другом отца. Через отца, который в процессе съёмки фильмов подружился со многими казахстанскими зоологами, в том числе орнитологами, Олег узнал об этой профессии намного больше, чем его сверстники. Остальное довершили книги о птицах и других животных. В результате уже с раннего детства он «заболел» сразу двумя «болезнями» – птицы и кинофотосъёмка… Узнав, что совсем недалеко от города в высокогорье работает наш орнитологический стационар, он упросил отца посодействовать ему попасть в этот отряд. И отец, который тогда начинал съёмки фильма «В горах и пустынях Казахстана», обратился ко мне с просьбой: «Мой сын буквально бредит птицами. Возьми его на лето в отряд – пусть уж переболеет этой болезнью». Однако, как показали годы, «болезнь» эта оказалась неизлечимой.

Так летом 1974 года в составе Заилийского орнитологического отряда появился 14-летний волонтёр, который вместе с другими своими сверстниками-школьниками (Борис Жуйко, Валерий Лопатин, Виктория Ковшарь) и студентами-практикантами из Казахского университета и других вузов рьяно взялся за поиски птичьих гнёзд и наблюдения над жизнью их обитателей. Напряжённый режим работы (наблюдения начинались с 5-6 час утра, а разноска их результатов на видовые карточки заканчивалась около полуночи – и так каждый день, кроме дождливых!) не остудил его пыл, и за несколько полевых сезонов Олег стал одним из лучших наблюдателей и знатоков птиц этого урочища – от верхней границы леса (2500-2700 м) до альпийского пояса (3000-3300 м), а в июне 1975 г. вместе с отцом совершил даже восхождение на пик Советов (4200 м). Об этих годах становления в науке орнитологии он впоследствии не раз напишет в своих воспоминаниях. Одна любопытная деталь: чуть ли не в первый день появления в отряде он задал мне не совсем обычный для школьника вопрос: какой подвид чеглока здесь живёт? И этот свой интерес к подвидовой систематике он пронёс через всю жизнь, хотя работает в основном в области фаунистики и биологии птиц. Следующие 45 лет пришлось делить между орнитологией и фото-киносъёмкой.

На стационаре «Б. Алматинское озеро» летом 1975 г.: с совёнком и среди членов отряда (второй справа). Рядом стоит Борис Жуйко, крайний слева (с гитарой) Сергей Газизов, второй слева Ральф Пфеффер; в центре Люда Пастушенко.

После окончания средней школы Олег поступил не в институт, как многие его сверстники, а… лаборантом в лабораторию орнитологии Института зоологии АН КазССР, где продолжил своё знакомство с птицами до ухода в армию в 1978 г. Вернувшись в 1980 г. из Германии, где служил, в родную лабораторию он по настоянию отца предпринял попытку завершить своё образование в сельскохозяйственном институте,уже на первом курсе понял, что это формальное образование его не удовлетворяет и ничего не даёт. Поэтому он вернулся в Институт зоологии (уже в лабораторию охраны диких животных), где и проработал 7 лет, с увлечением изучая птиц пустынь Казахстана – Южного Прибалхашья, Бетпак-Далы и др. И не только птиц. Так, в 1982 году в пустыне Сарыишик-отрау он половину летнего сезона занимался изучением тушканчиков, помогая в этом большому знатоку этих грызунов В.Н. Мазину, а также участвовал в учётах редких видов пресмыкающихся, но при этом параллельно всегда вёл наблюдения за птицами. Вот как вспоминал он об этом 30 лет спустя: «Учёт сцинковых гекконов в луче прожектора, остался одним из самых приятных моментов из странствий по ночной Сарыишик-отрау на ревущем ГАЗ-66. Их не нужно было ловить, как тушканчиков, для последующих «научных исследований», а лишь считать рубиновые огоньки на склонах и гребнях барханов, что превращало процесс учёта в захватывающую игру, которую я ждал каждый вечер». С этого 1982 года начался многолетний цикл экспедиционных поездок по пустыням Казахстана – Южное и Северное Прибалхашье, Бетпак-Дала, Устюрт и Мангышлак, а впоследствии также пустыни Туркменистана и Монголии. При этом Олег никогда не забывал гор – от Копет-Дага и Тянь-Шаня до Алтая. По примеру отца, совершавшего восхождения на горные вершины с кинокамерой, Олег посещал секцию альпинизма. И везде наблюдал птиц и фотографировал.


Слева – О.В. Белялов с В.В. Лопатиным (на переднем плане) среди коллектива лаборатории охраны животных. 1983 г. Правый снимок: Горы зовут! Олег Белялов с Володей Морозовым в высокогорье Заилийского Алатау. 1982 г.

Хорошо освоив методику полевых зоологических исследований, О.В. не просто наблюдал птиц и других животных, но всегда точно фиксировал результаты этих наблюдений в полевом дневнике и со временем в научных изданиях стали появляться его публикации, которые всегда выгодно отличались от многих других точностью и достоверностью приводимой информации, а со временем – и профессиональным её анализом. Среди более чем 150 его научных публикаций – «Новые данные по редким птицам Бухтарминской долины (Южный Алтай)» (1999), «Орнитологическая экскурсия в горы Улытау» (2006), «Орнитологические наблюдения на Мангышлаке и Устюрте» (2008), «Материалы по фауне птиц гор Бектау-ата» (2009), «Путевые заметки о птицах Монголии» (2010), «Птицы Сорбулакской системы озёр» (2013), «Материалы к орнитофауне Мангышлака и Устюрта» (2015), «Результаты орнитологической поездки в Киргизию летом 2015 г.» (Белялов, Федоренко, Кулагин, 2016), «Результаты орнитологической поездки во Внутренний Тянь-Шань в июне 2016 г.» (Белялов, Михайлов, Торопов, 2017), «О встречах куликов в зимний период на юге и юго-востоке Казахстана» (Белялов, 2018) и многие другие. Все эти публикации, как и десятки других, свидетельствуют о высоком профессионализме их автора. Сбылась и очень давняя мечта из области систематики – в 2011 году вместе с В.Ю. Ильяшенко они описали новый подвид серого журавля Grus grus korelovi ssp. n. из Центрального и Восточного Тянь-Шаня. А спустя 8 лет О.В. стал одним из авторов полевого определителя птиц Средней Азии (Рябицев и др., 2019).

Буксирование фото-скрадка по воде; с Викторией Ковшарь в кабине вертолёта на учёте серпоклюва (1989); фотографирование гнезда журавля-красавки на высокогорном озере Тузколь в Центральном Тянь-Шане (2011).

Особая заслуга О.В – создание «Казахстанского орнитологического бюллетеня», который в течение 7 лет (2002-2008) выходил как издательский проект научного общества «Tethys», на средства этого общества и с некоторой финансовой поддержкой АСБК (Казахстан), RSPB (Великобритания) и NABU (Германия). Олег Вячеславович взял на себя весь труд по разработке формата издания, сбору, редактированию рукописей и подготовке их к печати. Вёрстку и оформление рукописей выполняла В.А. Ковшарь, а рисунки были отрисованы орнитологом Ф. Кароповым. О.В. Белялов взял на себя самую хлопотную и самую неблагодарную организационную работу с авторами (заказы, выпрашивание рукописей и т.д.).

В долине р. Копа 7 мая 1988 г. и на конференции 19 августа 2015 г. Фото А.Ф. Ковшаря

Эти 7 лет О.В. и сам много писал для бюллетеня, причём старался поднять активность орнитологов (особенно молодёжной аудитории) публикацией обзорно-постановочных материалов, о чём говорят их названия: «О славке-завирушке как комплексе видов» (2004), «О казахстанских жаворонках рода Calandrella» (2004), «О казахстанских ремезах» (2007), «О красном вьюрке в Казахстане» (2007) и др. Благодаря усилиям О.В. в выпусках бюллетеня накапливались сведения о большом числе новых, интересных встреч птиц, включая и виды, новые для территории Казахстана; одновременно вовлекались в научный оборот старые сведения из дневников орнитологов, для чего в бюллетене был создан раздел «Забытые экспедиции». В результате 7 выпусков «Казахстанского орнитологического бюллетеня» (20022008) стали богатейшим источником информации о распространении и биологии многих птиц.

В 1988 г. с другом Володей Морозовым О.В. решает стать профессиональным фотографом и вместе они уходят из лаборатории охраны диких животных. Но не из орнитологии, занятия которой остаются для Олега важнейшими на всех этапах его жизненного пути – будь то поездки на фотосъёмки древних курганов или других этнографических объектов в Южном Казахстане или Монголии, а также съёмки кинофильмов.

На видавшем виды автомобиле «ЛуАЗ» летом 1990 г. они вдвоём с Морозовым исколесили большую часть равнинного Казахстана и забрались на юг Туркмении, где в горах Копетдага Белялов подвергся нападению леопарда (Panthera pardus), серьёзно повредившего ему плечо. Морозову пришлось через весь Узбекистан в среднеазиатскую жару везти друга в Алма-Ату, делая уколы для подавления воспалительного процесса. История эта тогда имела большой резонанс среди зоологов Средней Азии и всего СССР…

Результатом многочисленных фото-экспедиций О.В. стала публикация целого ряда красочных фотоальбомов о природе Казахстана. В отличие от многих фотохудожников его альбомы отличаются не только выразительностью самих фотографий, но и большой научной достоверностью в их текстах, логичностью построения и правильными научными названиями не только отснятых животных, но и растений. В последнем очень большую помощь оказала одна из лучших флористов Казахстана ботаник Анна Андреевна Иващенко. Их многолетнее сотрудничество привело к появлению целого ряда прекрасно иллюстрированных книг о растениях Казахстана, а вершиной этого сотрудничества стала великолепная книга о тюльпанах, увидевшая свет в 2019 году (см. фото). Не буду перечислять названия фотоальбомов, которые создал Олег Белялов – они все «на слуху» и многие из них знакомы большинству читателей.

Важнейшая черта О.В. – стремление к познанию нового, желание и умение постоянно учиться. Много лет общаясь с А.А. Иващенко в поле, он стал хорошим знатоком флоры гор и пустынь; от частого общения с И.Ф. Бородихиным – знатоком кактусов и других комнатных растений; на съёмках археологических раскопок многое почерпнул об истории культуры народов, населявших ранее территорию Казахстана. То же – и в любимой орнитологии: общаясь со многими зарубежными орнитологами (в том числе и с выдающимися систематиками), он постоянно пополняет свой багаж знаний в этой области. Для того, чтобы увидеть птиц, которых нет в Казахстане, он посещал Израиль, Индию, Непал, Монголию и другие страны.

Слева – Олег Белялов и Lars Swensson (в центре) среди других орнитологов на Б. Алматинском озере. Май 2003 г. Справа – Олег в день своего 55-летия среди участников XIV орнитологической конференции Северной Евразии Фото А.Ф. Ковшаря

С киносьёмкой природы О.В. познакомился ещё в детские годы, помогая отцу в качестве ассистента оператора и постигая азы мастерства из самых профессиональных рук. Часть его съёмок вошла даже в фильм о природе гор, снимаемом Би-Би-Си для сериала «В гостях у русского медведя» (1990). А затем он снялся в игровом фильме отца «Гепард возвращается», сыграв там роль… браконьера. Позднее он принимал активное участие в съёмках видеофильмов об Устюрте и Мангышлаке, которые делал для немецкого телевидения Ральф Пфеффер. Но к самостоятельному созданию кинофильмов о природе Олег приступил только в XXI столетии – уже как зрелый учёный и киномастер.

И здесь всё сошлось вместе – и знание материала, и скрупулёзный научный подход к показу объектов природы, и мастерство фото и кинооператора. Созданные им на киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова три полнометражных документальных фильма («Алтын Эмель», 2017; «Алатау», 2018; «На родине тюльпанов», 2018), где Олег Белялов был и сценаристом, и режиссёром-постановщиком и оператором, без преувеличения являются шедеврами киноискусства о природе Казахстана. Общественный просмотр этих фильмов, организованный киностудией «Казахфильм», показал, что каждый из этих фильмов – гимн прекрасной природе, гимн жизни… С большим успехом прошли также показы фильмов О. Белялова в Москве. С этих фильмов начался новый, на ступень выше, этап в создании фильмов о природе нашего Казахстана. И не было никакого сомнения, что находящийся в расцвете сил и своего творчества создатель их Олег Белялов поднимет этот вид искусства на ещё большую высоту…

Поэтому и воспринимается эта утрата как величайшая несправедливость.

Невозможно осознать, что Олега нет больше с нами. И долго ещё каждый из нас, знавших его близко много лет, будет ждать его звонка или ловить себя на желании позвонить ему. И только со временем мы сможем оценить масштабы этой утраты… Каким-то слабым утешением может служить лишь понимание того, что труды его будут жить и напоминать специалистам об этом замечательном человеке, а его фильмы (дай им Бог поскорее найти путь к широкому зрителю!) всегда будут затрагивать сокровенные струны человеческой души и делать нас хоть немножко лучше. А мы тебя никогда не забудем, Олег!…

А.Ф. Ковшарь

Администратор