Организация фермерского охотничьего хозяйства. Плахов К.Н.

В настоящее время вопросы дичеразведения и организации фермерского охотничьего хозяй­ства в действующем законодательстве Республи­ке Казахстан отражены в следующих норматив­но-правовых актах:

  • Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 593 «Об охране, воспроизводстве и ис­пользовании животного мира» дает определе­ние дичеразведения и устанавливает порядок получения разрешений на воспроизводство ви­дов животных:

«Статья 43-1. Воспроизводство видов живот­ных, за исключением рыбных ресурсов и дру­гих водных животных, осуществляется физиче­скими и юридическими лицами на основании биологического обоснования, положительного заключения государственной экологической экспертизы и разрешения уполномоченного органа».

  • «Правила содержания животных в неволе и (или) полувольных условиях», утвержденные Приказом Заместителя Премьер-Министра Ре­спублики Казахстан – Министра сельского хо­зяйства Республики Казахстан от 25 августа 2017 года № 354 устанавливают требования к содер­жанию животных;
  • «Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) правила», утвержденные Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июня 2015 года № 7-1/587;
  • «Изменения и дополнения в приказ Мини­стра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июня 2015 года № 7-1/587 «Об утвержде­нии Ветеринарных (ветеринарно-санитарных) правил», утвержденные Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Ми­нистра сельского хозяйства Республики Казах­стан от 14 января 2019 года № 12.

В то же время пока нет подзаконных актов, регулирующих непосредственно вопросы соз­дания и деятельности дичеферм и фермерских охотничьих хозяйств. Особенно это касается ди­чеферм, создаваемых на базе крестьянских или фермерских хозяйств, где предусматриваются, прежде всего, поставки мясодичной продукции в торговую сеть.

Недостаточная информированность о возмож­ностях дичеразведения в охотничьем хозяйстве, зачастую ведёт к двум полярным мнениям:

  1. Дичеразведение – пустая трата времени и де­нег, дичь, которую выпускают в угодья, частично выбирается хищниками, частично исчезает в не­известном направлении, а охота на то, что удаёт­ся обнаружить – неспортивна.
  2. Дичеразведение – суперэффективное сред­ство для зарабатывания денег охотпользователем, не требующее существенных затрат и позволяющее в разы повысить пропускную способность угодий. Что же касается спортив­ности этих охот, то современные стрелки будут довольны, поскольку готовы бить всё подряд, и на воде, и в воздухе.

В современных условиях охотничьего хозяй­ства дичеразведение может быть высокоэф­фективным в условиях эффективного хозяй­ствования т.е. финансирования и управления, поскольку является методом интенсификации охоты. Так, дичеразведение стоит использовать в тех регионах, где имеется высокая численность охотников и спрос на доступную охоту опережа­ет предложение.

04052022

Искусственное разведение диких животных представляет собой отдельную отрасль со спе­циальными знаниями в области зооинженерии и ветеринарии. Далеко не каждый егерь, пусть даже очень опытный в своём деле, способен должным образом организовать работу диче- фермы. Каждая дичеферма является отдель­ным предприятием, требующим существенных технических и материальных затрат, а главное – технологий. Однако ни наличие в хозяйстве эффективно работающей дичефермы, ни за­купка поголовья на стороне не способны сами по себе обеспечить материальную прибыль от производства охоты без организации работы в угодьях. Выпуск в угодья искусственно выращен­ных животных требует проведения соответству­ющих биотехнических мероприятий, имеющих едва ли не большее значение, чем при обычной форме хозяйствования. Сама идея искусствен­ного дичеразведения заключается в том, чтобы насытить дичью угодья с низким количеством гнездовых стаций, но хорошей кормовой базой, обманув таким образом природу.

При этом плотность населения выпускаемой дичи на единицу площади кормовых и дневочных стаций не должна быть превышена. В про­тивном случае неизбежен естественный отход излишков поголовья, что снижает экономиче­скую эффективность выпусков. Образно говоря, нельзя влить пять литров воды в трёхлитровую банку. Таким образом, биотехнические меро­приятия при выпусках дичи должны быть на­правлены на повышение ёмкости угодий по всем параметрам. С помощью дичеразведения и сопутствующей биотехнии возможно создать к началу охоты временную популяцию животных там, где до этого момента охота на них вообще не проводилась, и это действительно может стать путём извлечения существенной дополнитель­ной прибыли. Следует оговориться: искусствен­ное разведение дичи – дорогостоящий процесс, требующий существенных материальных вло­жений в капитальное строительство. Процесс выхода дичефермы на проектную мощность за­нимает, в среднем, три года, в течение которых она не будет давать прибыли.

Как и в любом бизнесе, для того, чтобы при­ступить к организации фермерского охотничье­го хозяйства, необходимо ответить для себя на два ключевых вопроса:

  • каким из видов дичеразведения вы хотите за­ниматься?

каким из объектов дичеразведения следует отдать предпочтение?

Ответив на эти вопросы, начинаем действовать шаг за шагом:

  1. Узнаем особенности выбранного вида и объ­екта дичеразведения:
  • биологические – продолжительность жизни, размеры, вес, особенности возрастного разви­тия, поведение;
  • зоотехнические – особенности содержания, ухода, кормления;
  • ветеринарные – необходимые меры по под­держанию ветеринарно-санитарного благопо­лучия разводимого поголовья;
  • экономические – основная и дополнительная получаемая продукция, необходимая первич­ная переработка.
  1. Определяем потенциальные рынки сбыта и спрос и реальные цены на различные виды про­дукции дичеферм:

При дичеразведении мы имеем, как правило, пять основных рынков сбыта продукции:

  • изготовители охотничьих консервов и колбас;
  • рынки для гурманов (в основном, рестораны);
  • частные лица, которые покупают зверей и птиц для убоя на заказ;
  • охотпользователи, которые приобретают живых зверей и птиц для обогащения фауны. Сюда же можно отнести организаторов новых дичеферм, приобретающих племенное поголо­вье;
  • охотпользователи, которые приобретают живых зверей и птиц «под выстрел».

Дополнительными источниками доходов мо­гут быть:

  • изготовление и реализация сувенирной и таксидермической продукции;
  • сбор, фасовка и реализация навоза на удобре­ния;
  • обработка и реализация шкур (перьевой продукции).

Естественно, что предпочтение следует отда­вать тому рынку, на котором есть постоянный спрос на продукцию дичеферм, в оптимальных количествах, при меньших затратах на первич­ную обработку и доставку продукции.

  1. Определяем – каким образом, откуда и сколько животных понадобятся для комплекто­вания племенного стада:

Варианты получения стартового поголовья:

  • приобретаем в другом фермерском охотни­чьем хозяйстве (дичеферме), расположенном в пределах Республики Казахстан или за рубе­жом. Для этого потребуются соответствующие ветеринарные разрешения;
  • отлавливаем в природе (для этого, в соот­ветствии с Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании жи­вотного мира» будет необходимо подготовить биологическое обоснование и получить на него «положительное заключение государственной экологической экспертизы и разрешение упол­номоченного органа».

Во всех случаях, приобретать (отлавливать) и завозить животных в собственное фермерское охотничье хозяйство (дичеферму) можно только тогда, когда для их содержания уже созданы все необходимые условия:

  • обустроена территория (огражден внешний периметр, выстроены помещения, проложены дорожки, подведены коммуникации, подъезд­ные пути);
  • построены вольеры (клетки);
  • определены рационы и завезены корма;
  • приобретен (изготовлен) необходимый ин­вентарь (кормушки, поилки, инкубаторы – для птиц и тому подобное)
  • приняты на работу специалисты по уходу за животными;
  • заключены договора на ветеринарное обслу­живание и выполнены необходимые санитарно- ветеринарные требования;
  • определены потенциальные рынки и их тре­бования к поставляемой продукции.

Очень многое в работе фермерского охотни­чьего хозяйства (дичефермы) зависит от квали­фикации и выучки персонала. От них требуется:

  • кормить животных в соответствии с установ­ленными рационами и распорядком, в любую погоду и в любое время года;
  • чистить и убирать клетки, вывозить навоз и мусор;
  • следить за состоянием животных;
  • знать основы зоотехнии (методы кормления, содержания, разведения, ухода за животными) и ветеринарии (основы лечения, диагностики, профилактики заболеваний), требования пра­вил содержания и ухода за животными;
  • строго соблюдать правил техники безопасно­сти и ветеринарно-санитарные правила.
040520222

При определении количества животных для комплектования стартового поголовья необхо­димо учитывать:

  • собственные финансовые возможности (ис­ходя из стоимости непосредственно животных (отлова), их доставки и содержания);
  • количество основных (вольеров, клеток) и вспомогательных (складских, инкубаториев, брудерных – для птиц) помещений, подготов­ленных для первого этапа;
  • численности, квалификации и подготовлен­ности персонала;
  • если приобрести слишком малое стартовое поголовье, то оно не позволит обеспечить бы­стрый выход на полную окупаемость дичефермы;
  • если приобрести слишком большое старто­вое поголовье, то оно окажется непосильным бременем для недостаточно опытного персо­нала, не отработанных связей с поставщиками кормов, ветпрепаратов, еще не действующих рынков сбыта.

При разведении птиц лучше начинать при­мерно со 100 – 200 особей (лучше – оплодотво­ренных яиц или суточных цыплят), копытных – с 30 – 50-ти голов (подсосный молодняк), грызунов или зайцев 50 -100 голов (молодняк).

  1. Составляем бизнес-план, где будут отраже­ны объемы вложений, сроки выхода на полную окупаемость, ожидаемые поступления и по­тенциальные угрозы. В затратную часть следует включать стоимость (в зависимости от вида и объекта дичеразведения):
  • разработки биологического обоснования;
  • долгосрочной аренды земельного участка;
  • подключения к необходимым коммуникаци­ям (свет, вода);
  • плату за коммунальные услуги;
  • строительство необходимой инфраструкту­ры (от забора по периметру, до помещений для персонала, складских и служебных помещений, клеток, вольеров);
  • приобретение необходимого оборудования и инвентаря;
  • приобретение грузового и сельскохозяй­ственного транспорта, затраты на ГСМ, текущий ремонт и обслуживание;
  • приобретение необходимых лекарственных и ветеринарных препаратов, и средств защиты персонала, обработки территории, вольеров, животных;
  • приобретение кормов и кормовых добавок;
  • заработная плата персонала;
  • первичной обработки продукции;
  • продвижение продукции на рынки (реклама, участие в выставках, организация собственного магазина и т.д.);
  • согласование организации фермерского охот­ничьего хозяйства со всеми соответствующими службами и инспекциями (местными исполни­тельными органами, по охране, воспроизводству и использованию животного мира, пожарной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, и территориальной инспекцией уполномочен­ного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира).

Подсчитано, что для оленьих дичеферм в США объем стартовых вложений в их создание и на­чало работы составляет, в среднем, 25 – 100 ты­сяч долларов при расчетном выходе на полную окупаемость за 3 – 5 лет (оптимальные сроки для фермерского охотничьего хозяйства).

Основными потенциальными угрозами для ди­чеферм служат:

  • болезни животных;
  • беспечность и нерадивость персонала, при от­сутствии или недостаточности контроля со сто­роны руководства;
  • отсутствие или падение спроса на продукцию;
  • увеличение стоимости кормов, коммунальных платежей, аренды, ремонтных работ.

Типичные ошибки фермерских охотни­чьих хозяйств – стартовать сразу с большого пого­ловья, взяться за несколько направлений, не имея должного опыта, чрезмерно завышать стоимость выпускаемой продукции. Правильный подход основан на стратегическом планировании дея­тельности и постепенной ее диверсификации по мере получения прибыли. Инвестиции в рекла­му, в том числе – через собственный сайт и соци­альные сети могут помочь получать прибыль уже в первые годы.

Когда вы закончите все необходимые расчеты, ознакомитесь с особенностями содержания и разведения выбранных вами объектов, соотнесете ваши финансовые и организационные возможно­сти с реальными затратами, сроками, ожидания­ми и перспективами рынков сбыта продукции, можете приступать непосредственно к организа­ции фермерского охотничьего хозяйства.

Константин ПЛАХОВ,
Заведующий лабораторией Биоценологии и охотоведения Института охотоведения КН МОН РК

Источник (Издательство “Qansonar”): https://qansonar.com/nuhter/1456-organizatsiya-fermerskogo-okhotnichego-khozyajstva

Администратор