Оценка влияния строительства линейной инфраструктуры на популяции сайгаков и разработка мер по снижению вреда животным и их экосистемам в Казахстане

Руководитель проекта: Бижанова Назерке Әлімқызы

Срок реализации: 2023  —  2025 гг.

ИРН: AP19680227

Актуальность

Негативное влияние линейных сооружений на популяции животных в настоящее время стало проблемой мирового масштаба. Интенсивное развитие стран Центральной Азии, расширение торговли между Китаем и Европой, разработка месторождений полезных ископаемых вызывает необходимость сооружения автомобильных и железных дорог и других объектов. Транспортные линии пересекают традиционные миграционные пути, нарушают ход миграций, разделяют местообитания и зачастую ведут к прямой гибели животных. В Казахстане в последние годы интенсивно строятся и проектируются новые автомобильные и железные магистрали, пересекающие пути миграций животных. Особую озабоченность вызывает их воздействие на популяции сайгака – массового и ценного вида копытных, регулярно мигрирующего на большие расстояния. На решение данной проблемы и направлен проект.

Целью планируемых в рамках данного проекта исследований является оценка и прогноз влияния существующих и проектируемых транспортных линий с сопутствующими объектами инфраструктуры на популяции сайгаков и разработка рекомендаций по снижению или предотвращению вреда, наносимого животным.

Для осуществления данной цели в рамках проекта поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ расположения существующих и проектируемых автомобильных и железных дорог, и определить магистрали, которые пересекают, или будут пересекать, миграционные пути сайгаков.

2) Определить масштабы сокращения ареала сайгака, происшедшего в результате сооружения магистральных дорог.

3) Провести наземное, аэровизуальное и спутниковое слежение за сайгаками в период весенних и осенних миграций с целью выявления возможных мест пересечений дорог и оптимального расположения и обустройства переходов для животных.

4) Оценить масштабы гибели сайгаков на автомобильных и железных дорогах и определить проблемные зоны вдоль существующих транспортных линий.

5) Оценить эффективность сооруженных земляных переходов для животных через новые магистрали на Устюрте и в Центральном Казахстане.

6) Изучить возможности прокладки обходных путей (при проектировании новых дорог) на некоторых ключевых участках местообитаний, во избежание ущерба популяциям сайгака.

7) Разработать рекомендации по снижению или предотвращению негативного влияния автомобильных и железных дорог на популяции сайгаков.

Исполнители проекта:

Научный руководитель проекта: Бижанова Назерке Әлімқызы, PhD, старший научный сотрудник лаборатории териологии, ORCID ID: 0000-0002-1804-2511, Scopus ID: 57874162200 h-index 2

Ответственный исполнитель проекта: Грачев Алексей Александрович, и.о. заведующего лабораторией териологии, ORCID ID: 0000-0001-6051-8299 , Scopus ID: 57873983000 h-index 2

Сотрудники лаборатории териологии Института зоологии КН МНВО РК

Фото: Сапарбаев Салтөре

Краткие результаты работ:

1. Анализ угроз от транспортной инфраструктуры: Проведён анализ ведомственных и собственных данных, выявлены проблемные участки дорог, пересекающих миграционные пути сайгаков. Установлено, что железные дороги Жезказган–Саксаульский и Шалкар–Бейнеу стали серьезным барьером для миграции, приводя к изменению традиционных маршрутов и сокращению протяжённости миграций.

2. Оценка современного и исторического ареала: Проанализированы ретроспективные и современные данные по изменению ареала сайгака. Подтверждено, что сокращения происходили по разным причинам: браконьерство, джутовые зимы, эпизоотии. С середины 2000-х годов началось восстановление численности и частичное расширение ареала, но он по-прежнему остаётся мозаичным.

3. Выявление факторов сокращения ареала: Выделена роль инфраструктурных барьеров в современных изменениях ареала. Несмотря на то, что ранее дороги играли второстепенную роль, в последние годы они стали серьёзным фактором, ограничивающим миграцию и доступ к традиционным зимовкам.

4. Численность и пространственная структура популяций: Проведены наземные и аэровизуальные обследования ареалов уральской, устюртской и бетпакдалинской популяций сайгака. В апреле 2024 г. принято участие в ежегодном государственном авиаучете сайги. Собраны данные о численности и территориальном распределении популяций. Установлено, что железные дороги Шалкар-Бейнеу и Жезказган-Саксаульская серьезно нарушают миграционные пути сайгаков.

5. Подсчет случаев гибели сайгаков: Проведено обследование 2 850 км маршрутов в весенне-летний период 2024 г. Зафиксировано 11 случаев гибели сайгачат от автотранспорта в Уральской популяции, а также 25 случаев гибели взрослых сайгаков от столкновений с поездом на ж/д Шубарколь–Кызылжар. Инциденты гибели на дорогах внесены в единую базу данных на основе ГИС, работа продолжается.

6. Эффективность сооруженных переходов: Установлены 43 фотоловушки на земляных переходах на Устюрте. Переходов сайгаков зафиксировано не было, что свидетельствует об их неэффективности. Путем визуальных наблюдений установлено, что сайгаки не подходят к железной дороге на Устюрте ближе, чем на 500-1000 м, а конструктивные особенности железнодорожной магистрали (высокие насыпи, ограждения, линии электропередач) создают визуальный барьер животным.

7. В результате наземных исследований и ГИС-анализа, с учетом рельефа, путей миграции и сезонного распределения, определены два оптимальных участка для устройства переходов для сайгаков через железную дорогу Шалкар-Бейнеу на Устюрте.

Работа по всем направлениям продолжается до декабря 2025 г. По результатам исследований будут разработаны и предложены рекомендации по снижению или предотвращению негативного влияния автомобильных и железных дорог на популяции сайгаков, в том числе по оптимальному расположению и обустройства переходов для животных.

Список публикаций:

  1. Grachev Yu., Bizhanova N., Grachev A. Linear transport infrastructure in saiga antelope (Saiga tatarica) habitats in Kazakhstan // 2nd International Conference on Electrical and Power Engineering ICPE-CA “ASMES 2024: Advanced structures, materials and electrical systems”. – Tulcea, Romania, 2024. – P. 47-48.
  2. Бегилов Т.З., Бижанова Н.Ә., Есжанов Б.Е., Сарсенова Б.Б. Еділ-Жайық популяциясы киіктерінің қазіргі кездегі экологиялық жағдайы және популяцияның тұрақты дамуының мәселелері // Вестник КазНУ. Серия Экологическая. – 2024. – Т. 80. – №. 3. – С. 56-67. https://doi.org/10.26577/EJE.2024.v80.i3-06
  3. Bizhanova N., Grachev A., Rametov N., Baidavletov Y., Saparbayev S., Bespalov M., Bespalov S., Kumayeva I., Grachev Y. Railway and Road Infrastructure in Saiga Antelope Range in Kazakhstan // Diversity, 2025. in-press.
Администратор