Мы продолжаем публикации серий интервью с нашими коллегами, посвященных Международному женскому дню.
Сегодня мы поговорим с заместителем Генерального директора по научным вопросам Чириковой Мариной Александровной. Из беседы с ней вы узнаете, что является для нее самой сложной частью работы в науке, как профессия зоолога меняет взгляд на жизнь, об особо интересных проектах, в которых участвовала Марина Александровна – в частности об исследованиях животных-переносчиков коронавирусных инфекций и многое другое.
❔Что побудило вас заняться зоологией?
В школе читала книги Джеральда Даррела о том, как он собирал свой зоопарк в Африке, например, «Великаны и пигмеи», «Зоопарк в моём багаже». Именно после них я решила стать зоологом – окончательно и бесповоротно.
❔Расскажите о вашем опыте работы в качестве ученого зоолога?
В Институте зоологии я работаю с 2002 года. Наиболее интересная для меня часть работы — это сбор научного материала. В экспедициях, которые проходят иногда в потрясающих уголках нашего Казахстана, в течении всего дня, а часто и ночью, мы проводим учеты животных, их отлов. Это очень интересная работа, когда ты вживую видишь и взаимодействуешь с дикими животными. Некоторых и увидеть то сложно, не то, что поймать.
Мой профиль – это рептилии. Наблюдение за ними, отлов, измерение и описание приносят большое удовольствие. После сбора материалы, следующий этап – обработка и анализ собранных данных, сравнение с полученными ранее результатами других исследователей. Например, при обработке данных можно выявить некоторые закономерности, что вдохновляет, потому что так получается хотя бы немного приоткрыть тайны природы. В 2017 году во время изучения серого варана мы нашли новый для Казахстана вид рептилий – длинноногого сцинка и теперь стараемся понять, где все-таки распространен этот вид на территории Казахстана, как живет, какова его численность. В том же году вместе с коллегами из России и Монголии был описан новый вид ящурок.
Вторая, не менее важная часть работы – это публикация результатов. Для меня публикация статей оказалась одним из сложных аспектов работы, потому что не так просто изложить понятным, но при этом академическим языком, кратко, но при этом ёмко полученные данные. Но постепенно опыт накапливается, приходит понимание, как правильнее проводить работу и представлять свои данные.
❔В каком самом интересном зоологическом проекте вы принимали участие?
У меня было несколько интересных проектов. Одним из первых являлась работа по изучению ящериц семейства Lacertidae – их систематика, распространение, изучение внешней морфологии. По результатам была написана магистерская и кандидатская диссертация, и несколько лет назад проведен интересный грант. Эту работу мы продолжаем по сей день совместно с коллегами из России и Китая. Казалось бы, уже столько лет длятся исследования, но поверьте, иногда изучение какого-то животного приводит не только к ответам, но больше к новым вопросам, которые захватывают и вдохновляют! К тому же, на основе данных по этой теме получилось сделать некоторые выводы по воздействию окружающей среды на животных, а также рассмотреть фундаментальные проблемы зоологии, в особенности вопросы таксономии.
Именно эта тема до сих пор остается для меня очень интересной. В ближайшее время я планирую подать проект, связанный с этой тематикой, потому что он позволит понять некоторые вопросы микроэволюционных процессов у рептилий.
Также хотела бы отметить ряд проектов, в которых довелось исследовать серого варана, самую крупную ящерицу Средней Азии (1.2-1.3 м. длина). Несмотря на свои размеры – это довольно скрытный вид. Мы получили занимательные данные по его распространению, половому диморфизму и некоторым особенностям биологии.
Также отмечу один комплексный проект, который закончился в прошлом году. Мы изучали птиц, рептилий и рукокрылых– для оценки современного состояния их популяции и их роль в переносе коронавирусных инфекций. В результате выяснилось большое количество проблем по сохранению популяции изучаемых групп, и с помощью наших соисполнителей, Центральной референтной лаборатории, у птиц и у рукокрылых был найден коронавирус, причем нескольких штаммов – Гамма, Альфа, и Дельта. Ну и как водится, проект поставил новые вопросы, например, у каких групп птиц чаще встречаются коронавирусные инфекции – какое отношение заболеваемости мигрирующих видов птиц по отношению к оседлым? У рептилий коронавирус не был выявлен вовсе, но необходимо найти больше подтверждений, точно ли рептилии не восприимчивы к коронавирусу? И конечно же нужно проверять животных и на другие вирусы.
❔Какой совет вы дали молодым женщинам, рассматривающий возможность карьеры в области зоологии?
Нужно учитывать, что профессия зоолога обязательно связана с полевыми выездами. В этом есть, как своя романтика, так и трудности. Сейчас с помощью различных приспособлений, выезды стали комфортнее, например, за счет хороших палаток, спальников, полевого и кухонного оборудования и прочих возможностей для обустройства комфорта.
И, все же, ваша семья не будет периодически видеть вас какое-то время, начиная от двух недель и больше. У меня у самой двойняшки и в первое время было проблематично выезжать в экспедиции – дети плакали и не хотели отпускать. Но дети вырастают, начинают понимать особенность работы, с интересом смотрят фотографии и слушают рассказы о поездке. А сейчас, когда им уже 13 лет – просят взять их с собой. Считаю, что дети вырастают, у них появляются свои интересы, а наша профессия, которая стала для меня неотъемлемой частью жизни, остается с нами.
В науке, как и в другой сфере деятельности человека, нужно оставаться в тренде, читать статьи, осваивать новые методы, общаться с международным научным сообществом. Это всегда интересно, обмен опытом, новые знания!
❔Как то, что вы являетесь зоологом, повлияло на ваши взгляды и мировоззрение?
Когда получается выезжать в экспедиции из города, то, наверное, только тогда и приходит понимание, что такое жизнь, потому что в городе зачастую мы загружены массой мелких проблем – включаю бытовые, социальные, транспортные, «дома коробки». А когда получается наблюдать за животными, то становится ясно, что они занимаются своими делами и не ставят перед собой искусственных целей и препятствий. Они не усложняют сами себе жизнь. Поэтому я у них учусь этому, умению проще относиться к жизни.
❔Как вы считаете, каким образом можно привлечь большее число женщин в карьеру в области зоологии?
Наверное, внедрением современных технологий, которые облегчат изучение зоологических объектов. В настоящее время у нас вообще стало больше женщин зоологов, потому что помимо стандартных зоологических методов, которые подразумевают под собой длительное нахождение в экспедициях, сейчас есть такие методы, как молекулярная генетика, геоинформационные системы, которые позволяют изучать животных уже непосредственно в лаборатории, при этом получая действительно хорошие достоверные данные. Развитие таких технологий как раз позволит больше привлекать женщин зоологов, потому что это проще физически, чем отправляться их в трудные и дальние экспедиции.
❔А как вы думаете, какие навыки наиболее важны для успешной карьеры в зоологии?
Как и в любой науке – это усидчивость и умение анализировать данные. Если человек все время переключается с одной проблемы на другую, то он не сможет довести ни одно дело до конца. Ученым необходимо понимать, что они хотят сказать своими исследованиями, четко выявить пользу работы и произвести грамотные выводы, указав на полученные закономерности. Без усидчивости и грамотного анализа этого не достичь.
❔Как вы считаете, каким образом изучение животного мира может помочь улучшить состояние экосистем в Казахстане?
Поскольку животные это один из основных компонентов экосистем, то в первую очередь нужно иметь в государстве информацию для принятий решений:
- Места обитания животных.
- В каком состоянии находятся эти животные.
- Что влияет на ухудшение или улучшение состояния природных популяций животных.
- Какие необходимы принять меры, чтобы улучшить или, по крайней мере, поддерживать состояние популяций на оптимальном уровне.
Именно зоологические исследования позволяют эти четыре пункта выполнить.
❔Как вы думаете, какие проблемы стоят перед зоологией сегодня?
Я думаю, что, к такой проблеме относится по-прежнему проблема изучения биоразнообразия. Первоначально изучение видов представлялось на элементарном уровне, т.е. виды описывались по единичным находкам животных. Сейчас изучение разнообразия животного мира перешло на новый уровень с появлением новых инструментариев, включая методы молекулярной генетики. Теперь мы не просто описываем новые виды, но имеем возможность рассмотреть их филогеографию – это один из важных вопросов для понимания эволюционных процессов, как происходили становление вида, его расселение с учетом изменения среды, климатических условий, орографических процессов. Это новое интересное направление, которое получило активное развитие в последние десятилетия, и у этих исследований много потенциала.
Вторая проблема – это сохранение самого биоразнообразия. Для это мы должны хорошо знать биологию вида. Под биологией понимается и размножение, и смертность, сезонная и суточная активность, питание – все это необходимо знать, чтобы правильно разрабатывать стратегию сохранения того или иного вида.