Интервью к Международному женскому дню. Дуйсебаева Татьяна Николаевна

Третья часть серии интервью с нашими коллегами, посвященных Международному женскому дню.

Сегодня мы поговорим с ведущим научным сотрудником лаборатории орнитологии и герпетологии Дуйсебаевой Татьяной Николаевной и, пользуясь случаем, поздравляем её с днем рождения! 🥳

❓Что побудило заняться зоологией?

В детстве я мечтала быть физическим географом и к своей мечте вернулась через более чем 30 лет работы в науке. Распространение и экология животных не могут рассматриваться отдельно от вмещающих их природных ландшафтов и вне взаимодействий с другими компонентами этих ландшафтов. В этом контексте, зоология – часть географии.

С родителями часто выезжали на природу. Я любила бродить по водоёмам в поисках головастиков или рыбок или, затаиваясь в траве, наблюдать за насекомыми, пауками и другой живой мелочью. В детстве любимой была книга Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». На этой книге выросли многие зоологи моего поколения. Правдиво и занимательно описанные образ жизни насекомых и удивительные особенности их строения стали отчасти причиной того, что, поступив на биологический факультет, я решила идти на кафедру биофизики и заниматься бионикой (образно говоря, «инженерией живой природы»). Но, попав на полевую практику, поняла, что моё место именно в зоологии.

❓Опишите свой профессиональный путь, расскажите о вашем опыте в качестве ученого-зоолога. Расскажите о навыках, полезных в науке.

Мне повезло с родителями как в жизни, так и в науке. По жизни, мама и отец меня поддерживали во всём, но при этом сумели воспитать инициативность и полную самостоятельность с первых классов школы. У меня был научный отец – Марат Ельтокович Дильмухамедов, который с третьего курса сумел настроить меня на такой же самостоятельный лад в науке и научил глубоко осмысливать окружающие явления и процессы. С моей научной Мамой – Натальей Борисовной Ананьевой познакомил меня Марат Ельтокович на четвёртом курсе (они вместе работали по проблемам покровной морфологии). Наталья Борисовна, в течение многих лет возглавляющая Отделение герпетологии Зоологического института РАН, до сих пор мой главный и мудрый Наставник и Учитель в науке.
К слову, сравнивая нынешнее и прошлые поколения, могу заметить, что наши наставники и учителя на самом деле никогда не вели нас и, тем более, не тянули «за руки» в образовании и науке. Они указывали общее направление, подкидывали идеи, давали советы. Чаще мы оказывались брошенными в омут интересных проблем, нерешённых вопросов и нашей задачей было выплыть, что мы успешно делали, имея в качестве опоры неугасаемый интерес к окружающему миру и мало думая о своём «рейтинговом» месте в нём.

Нас учили генерировать и формулировать вопросы, без чего научная деятельность представляется бессмысленной. Так, Марат Ельтокович любил повторять, что вопросов не бывает либо у тех, кто всё знает (но таких не бывает!), либо у тех, кому всё равно (тогда надо менять род деятельности), или у тех, кому нечем думать. Понятно, что такая классификация «подбадривала», особенно когда ты боялся предстать с «глупым» вопросом перед очами серьёзного наставника.

А кроме постановки вопросов нас учили самостоятельно находить на них ответы. Помню, Наталья Борисовна после очередного заданного мною вопроса (в тот момент была на пятом курсе), указала на полки с журналами и между прочим заметила, что в журналах есть адреса авторов, а у меня – великолепная возможность получить ответ из «первых рук». Это не была отмашка от моего вопроса. Это было мудрое указание на необходимость активно включаться в поиск и создавать вокруг себя научное сообщество, налаживать собственные связи с коллегами по интересующим проблемам.

Бесценной для работы в науке стала и привитая нашими наставниками потребность в изучении общей литературы, чтении источников в области смежных наук. Речь идёт вовсе не о формировании специалиста широкого профиля, когда занимаются всем понемногу, преимущественно по верхам, то здесь, то там. Нет. Речь идёт об общих законах развития природы, в том числе, живой. Ни одно явление или процесс нельзя понять глубоко, будучи узким специалистом. «Понимать всё больше и больше во всё меньшем и меньшем» – такова сущность специализации и наши учителя смогли до нас это донести.

Так, по окончании университета я имела собственные научные интересы, несколько самостоятельных и в соавторстве научных публикаций, была знакома со многими ведущими герпетологами мира и представляла собой, если можно так сказать, почти самостоятельную фигуру в зоологии.

❓Опишите главные трудности, с которым вы столкнулись в ходе своей карьеры?

Наверное, очень серьёзных у меня их и не было. Возможно, мне где-то везло.

С одной стороны, может быть, особые трудности не запомнились потому, что в юности голова была «свежей», энергии было много, но что особенно важно, был другой стиль и иной ритм научных исследований.

С другой стороны, возможно, трудности я не особенно замечала потому, что прошла школу профессионального спорта, а это – преодоление трудностей каждый час, каждый день, постоянно. Когда бывает нет сил – ни физических, ни духовных, когда серьёзно травмирован, когда у тебя сгусток короткого времени на решение задачи (скажем, умереть, но выучить новый элемент именно сегодня), но ты должен и обязан это делать, и у тебя нет права «пользоваться льготами». Планировать научные исследования, поэтапно выполнять задуманное, а главное – достигать поставленной цели, во многом научил меня именно спорт.

Сейчас понимаю, что даже «лихие» 90-ые и первые годы XXI тысячелетия прошли для меня относительно гладко и, я бы сказала, успешно. Став самостоятельным исследователем уже в конце 1980-х и имея крепкие творческие связи с казахстанскими и многими зарубежными учёными я в эти годы получила возможность ездить на стажировки (Германия, Италия, США), стала обладателем двух грантов ИНТАС – по Восточному Казахстану и Приаралью. Силами дружных международных коллективов из зоологов Казахстана, Узбекистана, России, Германии, Франции и Италии мы провели серию великолепных исследований в этих регионах на современном уровне. В то время иногда слышала о себе: «У неё есть английский…». Но английский был у меня «доморощенным»: денег на курсы особых ни у кого из нас тогда не было. Язык учила по научным статьям, с которыми работала, путём общения с зарубежными коллегами. Всё это возможно.

Но у меня был в то время крепкий тыл. Мои мама и отец, взяв на себя бóльшую долю заботы о подрастающей дочери, помогли мне в эти годы безмерно. Поэтому, в первую очередь, своей относительной свободой и научными успехами в такое тяжелое время я обязана именно им.

❓Как вы считаете, каким образом изучение животного мира может помочь улучшить состояние экологии в Казахстане?

Экология – это не то, что понимают обычно люди. Это – не состояние окружающей атмосферы, воды и прочего (говорят: «плохая экология», «хорошая экология»). Экология – это наука о взаимоотношениях организма (растения, животного, человека) со средой (среда включает в себя и живую, и неживую природу). В природе всё взаимосвязано. Вот об этих взаимоотношениях и идёт речь.

Чтобы не нарушать и не разрушать гармонию взаимоотношений человеку надо понять, что он – это только часть (при этом очень незначительная) много более богатой и сильной природы. Сама природа – не сырьевая база для обустройства нашего благополучия, а дом, в котором мы живём и живём не одни. Надо понять, что каждое живое существо на этой планете имеет ровно такие же права на жизнь, как и человек, и это не должно обсуждаться. Если мы будем безнаказанно грабить природу в собственную угоду, то, в конце концов (уж если судить, как мы любим, с позиций антропоцентризма), мы сами себе создадим невыносимые условия для жизни. Какими бы высокими технологиями мы не кичились, мы не научились (и не научимся) останавливать природные стихии, мы не нашли замены воде и воздуху, которые составляют основу нашей жизни. Мы сильны только отчасти, но природа есть, несомненно, более могучая и главная сила.

Я люблю слова Рамона Маргалефа, испанского биолога – морского эколога: «Как бы человек не насиловал природу, она восстановится, но человек исчезнет». И об этом не надо забывать.

Администратор